Архитектура забвения
Меню сайта
Категории каталога
Авиакатастрофы [3]
Расплаты за покорение одного из не принадлежащих человеку пространств - воздуха
Суицид [2]
Об известных политических деятелях, философах, писателях и музыкантах, решивших добровольно покинуть этот мир
Сны [3]
О сновидениях - мире, в котором мы забываем о теле, а тело, судя по всему, забывает о нас.
Фобии [3]
К настоящему моменту медицина насчитывает около 500 разновидностей фобий, и эта цифра постоянно продолжает увеличиваться.
Голем [2]
Голем, глиняная кукла, оживленная магией, стал популярным прежде всего благодаря одноименному роману Густава Майринка, "Маятнику Фуко" Умберто Эко, и сериалу "Секретные материалы".
Ангелология [2]
Небольшой рассказ об ангелах
Московский андеграунд [3]
Рассказ о неизвестной части московского метрополитена
После смерти [5]
Что ждёт нас после жизни?
Апокалипсис [2]
Откровения святого Иоанна Богослова
Инквизиция [2]
Темный след, оставленный пеплом в истории религии
Контроль [2]
Большой Брат следит за нами!
Реклама
Главная » Статьи » Контроль

Контроль-1
Привет, меня зовут Рихтер, и в ближайших двух выпусках Архитектуры Забвения я предлагаю вам краткий аналитический обзор явления, которое, находясь на стадии активного формирования, способно во вполне обозримом будущем затронуть личную жизнь практически каждого человека. Для этого нам придется собрать в единую цепочку вещи, связь между которыми многим может показаться отнюдь не очевидной: микрочипы, общественная безопасность, устройства радиочастотной идентификации, штрих-коды, частная жизнь и государственные базы данных, кредитные карты и - как это ни странно - Апокалипсис Иоанна Богослова.  Возможно, этот ассоциативный ряд выглядит странным, однако, поверьте, лишь на первый взгляд. Несколько параноидальная цепочка, которую образуют вышеперечисленные понятия, на самом деле становится вполне осмысленной, когда речь заходит о технологиях идентификации личности. Сухие слова, технические термины, тонкие полоски и вездесущие цифры, мелькающие перед нами, безобидны и малоинтересны, лишь пока они живут своей жизнью. Однако наступает момент, когда они начинают жить жизнью вашей.

Различные аспекты этой темы уже стали предметами публикаций, слухов, домыслов и даже экспертных заключений. В споры о ней вовлечены программисты и рядовые обыватели, министры и богословы. Ощущая легкую судорогу, общество желает избавиться от этого дискомфорта. Общество хочет решить: до каких пределов мы можем впустить какое-то государственное агентство по учету информации в нашу конституционно неприкосновенную личную жизнь? Общество желает знать: может ли государство влиять на нас через систему учета? Может ли система учета стать системой контроля? Если может, то картина оказывается, мягко говоря, малопривлекательной: чем тотальнее и совершеннее система учета информации, тем тотальнее и совершеннее контроль над каждым человеком. Однако не поздно ли бить тревогу? Система учета введена давным-давно, в настоящий момент она находится на завершающей стадии своего совершенствования, и пристальный взгляд вполне способен различить в ней одну из составляющих двухкомпонентного клея, которая относительно безобидна лишь до момента введения второй: в этот момент клей схватывается намертво. И судорога чудесным образом проходит раз и навсегда; судорога - вещь относительная: нет свободы движения - нет и судороги. Остается, пожалуй, один вопрос: позволит ли нам утонченное совершенство современных социальных технологий заметить тот момент, когда наша жизнь потечет в русле тотального контроля?

 

В силу того, что исследование наше носит характер достаточно популярный, позволю себе озаглавить каждую из его частей устойчивыми словосочетаниями, позволяющими каждому без труда проследить бесхитростную логику событий. Итак…

Глава 1. Верные приметы.

Впервые беспокойство по нашей теме в России вызвало введение таких автоматизированных форм тотального учета как штрих-код и ИНН - индивидуального номера налогоплательщика. Причиной этого беспокойства стало предположение о скрытом присутствии в штрих-коде числа 666. Население христианской страны увидело в новой системе учета насильственное внедрение в жизнь антихристианской символики, попрание религиозной совести, а также начало исполнения пророчеств об антихристе.

Для соблюдения объективности нужно заметить, что вопрос о числе антихриста в штрих-коде впервые был поднят отнюдь не православными и вовсе не в России. В середине 70-х годов об этом громко начали заявлять адвентисты седьмого дня, которые по учению своей религиозной организации, особо болезненно относятся к эсхатологическим проблемам. Именно они увидели в штрих-коде апокалипсическое число.

Затем, в конце 90-х, внимание на это обратили греки, когда перед Грецией, вступающий в Евросоюз, встал вопрос об унификации документов, удостоверяющих личность. Тогда Синод Греческой Церкви сделал заявление, в котором говорилось: "Если и поскольку новые паспорта в будущем будут использовать как код их прочтения электронными механизмами, пользующееся дурной славой и неприемлемое число 666, тогда Священный Синод, полагающий, что попирается религиозная совесть православных верующих, рекомендует верующим не брать новые паспорта. В этом случае правительство должно будет считать этих верующих отверженными по причинам совести и будет обязано урегулировать иным образом их положение в государстве".

Справедливости ради нужно заметить, что вопрос о самом наличии в штрих-коде или в ИНН числа 666 изначально был спорным. И для того, чтобы придать ему ясность, приведу здесь вполне сдержанное экспертное заключение: "Основная предпосылка к предположению о закодированном числе 666 в штрих-коде - наличие визуального сходства принятого в этой кодировке изображения числа 6 и изображений ограждающих штрихов этого кода. Последними являются две тонкие параллельные линии, которые несколько длиннее всех остальных и находятся всегда в начале, в центре и в конце штрих-кода. Называются они "параллелями безопасности". Правда, эти линии не подписаны никакими цифрами, но их графическое тождество с теми линиями, комбинация которых подписана цифрой 6, дает основание считать, что любой штрих-код включает в себя три обязательные шестерки".

Совпадение, вне всякого сомнения, весьма странное… Однако куда более любопытно следующее: независимые специалисты, работающие в области компьютерной обработки информации, уверяют, что использование знака цифры 6 в качестве разделительных линий не имело никакой необходимости. То есть тот факт, что в глобальную систему учета на стадии ее разработки просочилось апокалипсическое число, на самом деле не имеет исчерпывающего разумного объяснения.

 

Глава 2. Пустые суеверия.

Нужно заметить, что после многочисленных дискуссий Русская Православная Церковь нашла достойный выход из двусмысленной ситуации, в которой конкретное намерение государства никого не обидеть при предоставлении социальной помощи вступило в конфликт с не вполне конкретными опасениями верующих. С позиции богословской было заявлено, что "с той или иной переписью населения, под номерами или без них, текст Апокалипсиса не имеет ничего общего". Социально-философский же аспект был обозначен куда более последовательно: "Священный Синод напоминает государству: согласно нормам светского права, в частности российской Конституции, сбор, хранение и использование информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (статья 24). Нас, в частности, беспокоит отсутствие доступа граждан к информации о них, которая может содержаться в электронных хранилищах налоговых органов и других административно-финансовых учреждений, и возможность использовать эту информацию во вред людям. Есть и еще одно существенное обстоятельство. Вскоре люди, не имеющие налогового кода или пластиковой карточки, могут оказаться практически лишены возможности получать социальную и даже медицинскую помощь. Если подобное произойдет, возникнут все основания усомниться в принципах равноправия граждан и свободы совести - принципах, которые так активно пропагандирует современная цивилизация".

Именно такой угол зрения возвращает наш взгляд непосредственно к главной теме: характерной тенденцией современной государственной политики в самых различных странах является безальтернативность государственных предписаний гражданам, отсутствие у них фактической возможности выбора между социальным долгом и голосом внутренней совести. Не здесь ли лежит та черта, пересекая которую, мы под воздействием незримой гравитации начинаем удаляться от личной свободы? Не в этом ли, казалось бы, объективном, но крайне узком месте тотальный учет начинает перетекать в тотальный контроль? Вне всякого сомнения, в такие моменты хочется встряхнуться и, оглядевшись по сторонам, заметить, что до тотального контроля здесь еще далеко. Однако, на самом деле, не так далеко, как может показаться на первый взгляд.

Характерно, что мысль о нем, естественно, под самым благовидным предлогом, уже была запущена в общественное сознание для предварительной притирки. Произошло это когда в Москве кто-то, возможно, чеченские террористы, взорвал жилые дома, и средства массовой информации захлестнула дискуссия: а могло ли государство предотвратить гибель людей, введя тотальную систему учета и отслеживания перемещений граждан? Любопытно, что журналист одного уважаемого и очень компетентного издания отверг тогда подобную мысль как глупую и несусветную: мол, подобной системы не может быть даже в США, с их тотальной компьютеризацией и наличием всевозможных баз данных - даже там нет универсальной системы, дающей доступ к персональной информации всех американских граждан. Что ж, блажен, кто верует. Дискуссии утихли, а мысль эта, тем временем, осталась висеть, как чеховское ружье на стене в начале пьесы, никого более не беспокоя в ожидании развязки.

 

Глава 3. Блажен, кто верует.

Или врет. Или передергивает. Или не хочет замечать очевидных фактов. А факты таковы, что универсальная система поголовной идентификации граждан в Соединенных Штатах реально существует. Любой, кто хотя бы недолго жил в Америке, знает, что скрывается за безобидной аббревиатурой - SSN. Номер социального страхования. Точнее говоря, ключ к любым приличным и достойным формам жизни - к работе, страховке, нормальному жилью, банковским счетам, покупкам - и даже контракту на мобильный телефон. Да-да, вы не сможете купить даже мобильный с контрактом, если американское государство не предоставит вам номер социального страхования - комбинацию цифр, код, которому соответствует файл с вашей личной информацией. Именно в обмен на полную личную информацию предоставляется этот ключ к легальной жизни в Соединенных Штатах Америки. В этом файле все: где вы жили и учились, вовремя ли оплачивали счета по кредитным картам, за квартиру и за коммунальные услуги, сколько у вас денег и каков ваш средний доход, часто ли вы болеете и есть ли у вас камни в мочевом пузыре. Работодатель вполне может справиться и узнать - а потом решить, нужен ли ему сотрудник с камнями в мочевом пузыре. Ему также будет небезынтересен счет вашей страховой кампании - все ваши нарушения правил дорожного движения педантично фиксируются, а благонадежный гражданин, нанимающий вас на работу, еще подумает, нужен ли ему сотрудник, который так рискованно и неблагонадежно водит машину. Любопытно также, что в Америке решение о вашей благонадежности принимает не человек. Клерк компании прямо при вас вбивает ваш номер социального страхования в автоматизированную компьютерную систему, искусственный интеллект думает некоторое время, сверяясь с данными различных агентств, и вычисляет ваш кредитный рейтинг. После чего машина дает ответ - достаточно ли вы хороши для работодателя, страховщика, хозяина съемной квартиры или продавца контрактов на мобильные телефоны.

Не слишком ли много можно узнать о человеке благодаря всего трем безобидным словам - номер социального страхования. Здесь, пожалуй, будет уместным заметить, что, в отличие от расхожего, дословный перевод social security number на самом деле буквально значит "номер социальной безопасности". И если вдуматься, никакого обмана здесь нет: о вашей безопасности здесь нет и речи, а именно общество хочет чувствовать себя в безопасности от вас. Таким образом, вы встаете перед выбором: либо превратиться в тень, которую до поры до времени не будет замечать государство, но одновременно не будут замечать и магазины, и банки, и работодатели, либо стать отпечатком на рентгеновском снимке, на котором, как известно, видны любые внутренние отклонения от нормы. Большой брат видит тебя, и у тебя от него нет и не может быть никаких секретов. Вам не хочется верить, что вас ждет такая антиутопия? Конечно же нет - в том смысле, что это вовсе не антиутопия, а просто такая система учета и контроля,  которая уже реально существует. И… конечно же, да - она вас ждет.

 

Глава 4. Казалось бы.

Казалось бы, как можно спокойно относиться к тому, что практически любой клерк может узнать, сколько раз вы были женаты, регулярно ли платите за свет и воду и случались ли у вас конфликты с властями. Иными словами, как можно не замечать, что ваше конституционное право на неприкосновенность частной жизни крайне ненавязчиво и, в то же время, очень грубо нарушается на каждом шагу? В качестве весьма иллюстративного ответа на этот вопрос, предлагаю вам рассказ девушки, приехавшей в Соединенные Штаты из Венесуэлы.

"Это произошло, когда мы стояли в очереди в кассу, чтобы оплатить покупки в крупном универмаге. Кассир предложил нам заполнить анкеты и получить кредитную карточку, распространяемую этим универмагом. Мы с подругой ответили, что у нас нет номера социального страхования, и потому карточку нам, конечно, не дадут. Кассир согласился - да, мол, действительно, без номера и карточки не будет.  И тут в разговор вступили стоявшие рядом пожилые американки. Они тут же воскликнули, что, согласно американским законам, номер социального страхования является частной - и потому тайной - информацией каждого человека, и его имеет право знать только ряд специализированных государственных агентств. Этот универмаг посягает на частную жизнь! - возмущались американки. Вам не должно быть никакого дела до их номера социального страхования! - говорили они клеркам. Боритесь за свои свободы, девушки, вы в свободной стране! И так далее. Мы, пожав плечами, отошли, решив, что спор здесь будет неуместен, но больше всего нас поразило то, что после этого американки взяли анкеты и спокойно заполнили их, указав свой номер социального страхования, - тот самый номер, право на неприкосновенность которого они только что так горячо доказывали".

В сущности, дело даже не в том, что расставание с личными свободами можно не замечать. А в том, что люди в принципе не склонны замечать, что их права нарушены, а частная жизнь находится под чьим-то присмотром, пока им это не доставляет неудобств. С другой стороны, с привычными удобствами человек расставаться не привык. Оглядитесь по сторонам: система тотального контроля не просто учитывает особенности вашей психологии - она их повсеместно и крайне эффективно использует.

 

И на этом на сегодня пока все. Через неделю в следующих главах нашего рассказа мы сделаем вполне реальный набросок, казалось бы, фантастических перспектив окончательного и бесповоротного проникновения большого брата в ваш микрокосмос. Ваши мысли по поводу услышанной здесь информации или музыки вы можете присылать по электронной почте richter@silver.ru (Рихтер пишется через си-эйч). Следующая встреча состоится ровно через неделю, в понедельник, в 23.00, на частоте 100 ровно и 1 десятая FM, в программе Архитектура Забвения. С вами был Рихтер.

Да, и… напоследок, в качестве традиционной пищи для размышлений, предлагаю вам пару афоризмов, фигурирующих в современной западной дискуссии на нашу текущую тему:

"Обычный человек не хочет быть свободным. Он хочет просто жить в безопасности".

"Безопасность и стабильность - это суеверие. Их нет в природе, нет их и в человеческом опыте. Бегство от опасности не дает больших шансов на выживание, чем открытая конфронтация. Жизнь - это либо рискованное приключение, либо прозябание".

Категория: Контроль | Добавил: richter (09.11.2010)
Просмотров: 710 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Copyright Smartstep © 2024
Лучшие сайты lliax.ru Rambler's Top100